Управление образования администрации муниципального образования «Хасавюртовский район» МБОУ «Солнечная СОШ » Республика Дагестан «Согласовано» •депо» Педагогическим советом МБОУ «Солнечная СОШ» [■] Протокол № от.......2021г. в MB. 1 Ь .. 2021 г. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2021-2025 гг. Разработчик:Хадиев А.Д.- заместитель директора по ВР ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания МБОУ «Солнечная СОШ» разработана на основе программы воспитания Института стратегии развития образования РАО, зарегистрированной в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно конструкторских и технологических работ гражданского назначения и утвержденной на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 02.06.2020 г. (протокол от 02.06.2020 г. № 2/20). Она призвана помочь педагогам Республики Дагестан выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса в целях решения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г., пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, состоявшегося 04.07.2019 г. (№ Пр-2132 от 14.10.2019), и изменений, внесенных в Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся от 31.07.2020 г. Программа воспитания МБОУ «Солнечная СОШ» направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и формирование духовно нравственных ценностей и гуманистических мировоззренческих установок. В центре программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы является приобщение обучающихся к российским, в том числе и дагестанским, традиционным духовным ценностям, к общечеловеческим идеалам гуманизма, правилам и нормам поведения в обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование основ российской идентичности, готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; -формирование ценностных установок и социально-значимых качеств личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Рабочая программа воспитания МБОУ «Солнечная СОШ» включает в себя четыре основных раздела: *раздел «Особенности оргш 1изуемого в школе воспитательного процесса»; *раздел «Цель и задачи воспитания»; *раздел «Виды, формы и содержание деятельности»; *раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы». Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в школе. 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТА ТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Процесс воспитания в МБОУ «Солнечная СОШ» основывается на следующих принципах: - Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении его в образовательной организации; - Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия школьников и педагогов; - Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; 2 - Совместное решение личностно и общественно значимых проблем - личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития школьника, а воспитание это педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося, организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его эффективности; - Следование нравственному примеру - содержание учебного процесса, вне учебной и внешкольной деятельности наполняется примерами нравственного поведения, особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя, его внешний вид, культура общения и т.д;. - Ориентация на идеал - воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно нравственного развития личности. В нашей школе формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания в рамках гражданско-патриотического воспитания, музейной педагогике, что позволяет обучающимся сопоставить свои жизненные приоритеты с духовной высотой, героизмом идеала. Основными традициями воспитания в МБОУ «Солнечная СОШ» является следующее: - стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; - в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общешкольных дел отсутствует некоторая соревновательность между классами; поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; - педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно- развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Современный национальный воспитательный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонациональных народов Российской Федерации и Республики Дагестан. Исходя из этого, общей целью воспитания в МБОУ «Солнечная СОШ» является: - формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей; - способность к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории; -способность к успешной социализации общества и личности. Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию з являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: * поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по созданию новых воспитательных возможностей общешкольных ключевых дел, * реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на уроках; * инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне школы, так и на уровне классных коллективов; их коллективное планирование, организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий; * инициировать и поддерживать деятельность детских общественных организаций (РДШ); * вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; *организовывать профориентационную работу с обучающимися; *реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных коллективов в жизни школы, укрепление коллективных ценностей школьного сообщества; *развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и положительного имиджа и престижа школы; *организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования. Это то, чему предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для: - усвоения младшими школьниками социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут; - самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника; - развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем. К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относится следующее: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогать старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных 5 занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, 4 водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для: - становления собственной жизненной позиции подростка, его собственных ценностных ориентаций; - утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру; - развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; • к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего 6 настроения и оптимистичного взгляда на мир; • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для: приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел; - жизненного самоопределения, выбора дальнейшего жизненного пути, который- открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Это: • опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; 5 у них реальный • трудовой опыт при реализации проектов, направленных на улучшение школьной жизни; • опыт управления образовательной организацией, планирования, принятия решений и достижения личных и коллективных целей в рамках ключевых компетенций самоуправления; • опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; • опыт природоохранных дел; • опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций (школьная медиация); • опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; • опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения (конкурсные работы - поделки); • опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; • опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; • опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Работа педагогов по реализации данной программы, направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающему получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Реализация цели и задач данной программы воспитания осуществляется в рамках следующих направлений - модулях воспитательной работы школы 3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия, организуемые педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно с детьми. Это комплекс коллективных творческих дел, объединяющих учеников и педагогов в единый коллектив. В этих делах и мероприятиях принимают участие все школьники. Коллективные творческие дела - это не «воспитательные мероприятия» в привычном смысле: а это сущность и воспитательные возможности КТД неизмеримо глубже и богаче. Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы школьников и педагогов об улучшении окружающей и своей жизни. Коллективное творческое планирование, коллективные творческие дела - познавательные, трудовые, организаторские, спортивные - это то, что делает общую жизнь старших и младших школьников полноценной. Здесь и забота о своем коллективе, и друг о друге, и об окружающих людях, и о далеких друзьях. Поэтому это дело, жизненно важное, общественно необходимое. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно школьниками и педагогами - как младшими, так и старшими. Оно творческое потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно- важных задач. Через коллективную творческую деятельность происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, миру. Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. 6 В нашей школе используются следующие формы работы. На внешкольном уровне: • социальные проекты - совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел разной направленности, ориентированные на преобразование окружающего мира; •уголок для учащихся и педагогов по развитию ученического самоуправления; • дискуссионные площадки для учащихся, педагогов, родителей, в рамках которых обсуждаются поведенческие, нравственные, социальные проблемы, касающиеся жизни школы и села; • проводимые для жителей села и организуемые совместно с родителями учащихся спортивные, творческие состязания, праздники и др., которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их деятельную заботу об окружающей их природе на школьном уровне; Ни школьном уровне: • общешкольные праздники - ежегодно проводимые творческие дела и мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.), связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, как на уровне школы, так и на уровне села, района, региона. России, в которых участвуют все классы школы; • церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. • участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела; • участие в организации и проведении мероприятий и дел, направленных на сплочение класса, на реализацию плана деятельности выборного ученического самоуправления класса. На индивидуальном уровне: вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер; • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел; • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 3.2. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог организует: - работу с классным коллективом; - индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; - работу с учителями, преподающими в данном классе; - работу с родителями учащихся или их законными представителями . Работа с классным коллективом: • инициирование, мотивация и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, осуществление педагогического сопровождения и оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе 7 • педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса, детской социальной активности, в том числе и РДШ; • поддержка детских инициатив и их педагогическое сопровождение; • организация и проведение совместных дел с учащимися вверенного ему класса, их родителей; интересных и полезных для личностного развития ребенка (интеллектуально-познавательной, гражданско-патриотической, героико-патриотической, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной и др. направленности), позволяющие: вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать и м - возможность самореализоваться в них, установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать—для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения; • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование, развитие самоуправленческих начал и организаторских, лидерских качеств, умений и навыков;походы и экскурсии, организуемые классными руководителями совместно с - родителями; празднование в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и - розыгрыши и т.д.; регулярные внутри классные «огоньки» и творческие дела, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.• мотивация исполнения существующих и выработка совместно с обучающимися новых законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе в рамках уклада школьной жизни. Индивидуальная работа с учащимися: • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) - со школьным психологом; • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема 10 трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; • мотивация ребенка на участие в жизни класса, школы, на участие в общественном детском/молодежном движении и самоуправлении; • мотивация школьников совместно с учителями-предметниками на участие в конкурсном и олимпиадном движении; • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: • регулярные консультации классного руководителя с учителями предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; • привлечение учителей к участию во внутри классных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями предметниками; • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности» Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов. Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие. Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных и лидерских компетенций школьников, проектного мышления, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие самостоятельности и ответственности школьников. Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, культуре, природе, его истории, чувства гордости за свою малую Родину и Россию. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, 9 воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду, формирование у них навыков самообслуживающего труда. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 3.4.Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. 3.5.Модуль «Самоуправление» Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам - предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, то классные руководители должны осуществлять педагогическое сопровождение на уровне класса, а на уровне школы назначается куратор развития ученического самоуправления. Ученическое самоуправление в МБОУ «Солнечная СОШ» осуществляется следующим образом. На уровне школы: • через деятельность выборного Совета учащихся - Совета Лидеров, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; 10 • через работу постоянно действующих секторов по направлениям деятельности, инициирующих и организующих проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.), отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п. На уровне классов: • через деятельность выборных Советов класса, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса. На индивидуальном уровне: • через вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность ученического самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутри классных дел; • через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. 3.6.Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: • профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; • экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастерклассах, посещение открытых уроков («Проектория»); • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; • освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования. 3.7 Модуль «РДШ» . Деятельность школьного отделения РДШ направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости 11 школьников. Участником школьного отделения РДШ может стать любой школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии в проектах РДШ. РДШ развивает социальную направленность личности обучающегося, привлекает школьников к различным видам активности, формирует благоприятный микроклимат для детей в школе, семье, ближайшем социальном окружении. Воспитание в РДШ осуществляется через направления: • Личностное развитие - участие в городских, региональных или российских творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; на популяризацию профессий направлены уроки «ПроеКТОрия»; любовь к здоровому образу жизни прививается на соревнованиях «Веселые старты», ГТО; • Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных Школьное отделение региональной общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» Победе и другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды и десанты; оказывают посильную помощь пожилым людям; осуществляют совместную работу с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения. • Военно-патриотическое направление - деятельность отрядов юных инспекторов дорожного движения, дружины юных пожарных. • участие в днях единых действий и в совместных социально значимых мероприятиях; • коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших; • информационно-просветительские мероприятия', • разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся; 3.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МБОУ «Солнечная СОШ» при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно эстетической средой школы как: • оформление школьных помещений • размещение на стенах фойе регулярно сменяемых творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для учащихся разных возрастных категорий, • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с учащимися своих классов, позволяющее им проявить свои фантазию и творческие способности и создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; • оформление пространства для проведения конкретных событий школы (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, и т.п.); • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной организации, как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни - во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни организации знаковых событий; 12 • регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории; 3.9. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МБОУ «Солнечная СОШ» осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На школьном уровне: • общешкольное родительское собрание и совет Учреждения, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; • родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастерклассы, семинары с приглашением специалистов; • родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации; • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; • семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы школьного психолога и социального педагога, медработников ФАП с.Солнечное. • социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы. На уровне класса: • классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей их класса; • родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации; • классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся класса; На индивидуальном уровне: • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; • участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутри классных мероприятий воспитательной направленности; • индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей). 3.10. Модуль «Агроиоколеиие». Агропромышленный комплекс является одной из ведущих базовых отраслей экономики Дагестана. В сельской местности республики проживает около 60% человек. В значительной степени сельское хозяйство определяет состояние всего народного хозяйства и уровень жизни населения. Произошедшая за последние годы миграция жителей гор на равнину, разрушение сельского хозяйства привели к потере у граждан чувства земли, навыков хозяйствования на ней. Именно поэтому в сельской школе республики необходимо вводить изучение основ почвоведения,растениеводства, плодоводства, животноводства, виноградарства и, наконец, экономики и сельскохозяйственного права. В связи с этим для Дагестана перспективными являются школы, профилированные по сельскому хозяйству, в которых наряду с решением общих задач будут реализовываться знания и навыки, необходимые в жизни — школы агробиологического профиля. С учетом особенностей местности рекомендуется использовать программы внеурочной деятельности агробиологического профиля. На внешкольном уровне 13 - вводится курс «Основы почвоведения и овощеводства» в систему внеурочных занятий; -осуществляется сотрудничество с сельскохозяйственной академией; - создается пришкольный учебно-опытный участок. На индивидуальном уровне -укреплений знаний школьного курса «биология» и др. - укрепление чувства связи с землей; - осуществление экологического воспитания - участвовать в природоохранной деятельности, выражать своё отношение к природе через рисунки, сочинения и проектные работы; 3.11. Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и видео информации) - развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Наша школа использует потенциал школьных медиа только в виде текстовой информации- т.е. через школьные стенгазеты. Программы текстовой информации разрабатывают члены школьного редакционного комитета: Аайсов Арби, 11 класс- редактор, Абубакарова Зайнап, Аблиева Хава , (II класс) -школьные корреспонденты; Саломов Ислам(10 кл)-корреспондент, Гайлуханова Тамила(9 кл)- корреспондт. Школьные корреспонденты описывают те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно в нашей школе. При этом в их реализации педагогические работники ориентируются на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями школьников. Воспитательный потенциал нашего школьного медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: - разновозрастный редакционный совет старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; - школьная газета для старших классов, на страницах которой ими размещаются материалы о профессиональных организациях, об организациях высшего образования и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть интересны старшеклассникам; организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем; школьный медиацентр - созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей,и т.п.; 3.12. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы. В данном модуле Программы описавается формы работы, которые используются в Садовой СОШ. Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, классных помещений) и их периодическая переориентация; размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ учащихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля. 14 озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для учащихся разных возрастных групп. - благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с учащимися своих классов, позволяющее ученикам проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими учениками; - размещение в коридорах школы экспонатов на различные темы : террор, ЗОЖ, ППБ,ПДД и т.д. - событийный дизайн - оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); - совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации - во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий; регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов). - акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. 3.13. Модуль «Доверие» Данный модуль включает воспитательную работу, связанную с обеспечением защиты обучающихся от рисков девиантного поведения, употребления наркотиков, дорожного травматизма, сексуального насилия, подверженности идеологии экстремизма и терроризма. Задачами данного модуля являются: - социально-психологическое диагностирование, корректирование, консультирование законных представителей несовершеннолетних и самих несовершеннолетних; - выявление и разрешение конфликтных ситуаций при выполнении профессиональной деятельности; - защита прав детей; - устранение дефектов социализации и правовой социализации обучающихся; - использование технологий межведомственного взаимодействия, используемых в организации индивидуальной профилактической работы; - овладение навыками организации мониторинга по вопросам отнесенным. На школьном уровне В Солнечной СОШ функционирует социально-психологическая служба, которая проводит тестирования, анкетирование, диагностику, коррекции; - организует беседы-встречи для учащихся по возрастным группам; - вовлекает в работу по другим модулям в целях создания социально-значимого окружения учащихся На уровне класса классные руководители оказывают наставническую помощь через хорошо подготовленных учащихся; - проведят квесты, беседы, круглые столы, тренинги; - тесно взаимодействуют с родителями На индивидуальном уровне социальный педагог школы: -проводит индивидуальные беседы и беседы с родителями; - наблюдает и вовлекает обучающихся в общую работу класса; - организует правильный досуг учащихся. 15 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТА ТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в образовательной организации, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников - это результат как социального воспитания (в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся. Основными направлениями анализа организуемого воспитательного процесса могут быть следующие: в образовательной организации I. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете образовательной организации. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в образовательной организации интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и представителями родительских комитетов, хорошо знакомыми с деятельностью образовательной организации и класса. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающихся и их родителями (законных представителей), педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости - их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. 16 Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: - качеством проводимых общешкольных ключевых дел; -качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - качеством существующего в школе ученического самоуправления; - качеством функционирующих в нашей школе является работа РДШ, отряда ЮИД и т.д.; - качеством проводимых в образовательной организации экскурсий, походов; - качеством профориентационной работы образовательной организации; - качеством работы медиа образовательной организации; - качеством организации предметно-эстетической среды школы; - качеством взаимодействия образовательной организации и семей обучающихся. Итогом самоанализа организуемой в Солнечной СОШ воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. 17 Приоритетные направления в воспитательной работе на 2021-2025 учебный год 1.Интеллектуально - познават&тыюе(реапизаи,ия программы ): -формирование навыка общения в коллективной деятельности школьников как основы новой социальной ситуацииразвития; -формирование интеллектуальной культуры, развитие кругозора и любознательности, в том числе посредством предметныхнедель; -формирование и развитие познавательной мотивацииобучающихся; -организация научно-исследовательскойдеятельности; -реализации творческого потенциала обучающихся посредством дополнительного образования и внеурочнойдеятельности; -мотивация на участие в конкурсном движении по своему направлению, как на уровне Школы, так и на уровне поселка, региона, России ит.д. 2.Нравственное, правовое и профилактика асоциального поведения: -научить детей понимать смысл человеческого существования, ценности своего существования, ценности своего существования и ценности существования других людей; -повышение ответственности у обучающихся за свое поведение и поступки в школе, семье и в обществе; -формировать у детей умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, -формирование основ правового просвещения; -формирование основ грамотности безопасности жизнедеятельности, в том числе и средствами отряда ЮИД; -формирование основ экономической грамотности, социальных взаимоотношений. 3.Спортивно -оздоровительное: -формирование санитарно-гигиенических навыков и культуры сохранения и совершенствованияздоровья. -развитие ценностного отношения к своему здоровью посредством участия ВФСК ГТО 4.Граяеданско -патриотическое: -воспитание у обучающихся чувства любви к Родине; -формирование гражданской ответственности и уважения к своей малой Родины; -формирование чувства гражданственности, национального самосознания, уважение к культурному наследию России -воспитание уважения к истории, к народной памяти, -формирование жизненных идеалов посредством популяризация подвига советского солдата в Великой Отечественной войне. 5. Трудовое, проффориентационное -отработка навыков позитивного учебного поведения; -вооружение основными навыкамисамообслуживания; -помощь школьникам в поиске профессионального пути и формированию у них обоснованного профессионального намерения посредством онлайн уроков на сайте по бесплатной профориентации для детей «Проектория». 6.Досуговая деятельность: -Формирования навыков организации культурно-развивающего досуга; 18 -развитие интереса к внеклассной деятельности; -участие в реализации Всероссийского, регионального и муниципального календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам и событиям российской истории и культуры. 7. Самоуправление реализация прав учащихся на управление образовательной организацией в соответствие с ФЗ «Об образовании в РФ» (2012г.); развитие разных форм детского самоуправления, в том числе и ученического с I по 11 класс; поддержка социальных инициативы и достижений обучающихся, в том числе и посредством РДШ; воспитание чувства гордости за родную школу через формирование положительного имиджа и престижа Школы; поддержка инициатив по созданию новых традиций в рамках уклада школьной жизни. 8.Семейное: - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы); - участие родителей в управлении школой (совет школы, родительскиекомитеты). 9.Работа с классными руководителями: - реализация методических рекомендаций по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях; - формирование интереса и стремлений классного руководителя к активной творческой деятельности в своем классе; формирование потребности классного руководителя в качественном проведении любого внеклассногомероприятия; развитие коммуникативных умений педагогов, умение работать в системе «учитель - ученик - родитель»; формирование методической и профессиональной грамотности классных руководителейшколы. Ю.Контроль за воспитательным процессом: -выявление степени соответствия воспитательного процесса целям и задачам воспитания, которые стоят перед школой. Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. 19 План воспитательной работы на 2021-2022 уч.год Направ ление ВР Н азван ие м ер о п р и яти я класс О тве тс тве н ны й 1-11 Завуч по ВР 5-9 кл 5 кл 9 кл Кл.рук Д ата проведен ИЯ Сентябрь 1 . Торжественная линейка «День знаний». 2.Беседа:«0 совести как основе нравственности.» 3. Беседа:«Моральные нормы и правила поведения» 4.Урок: «Культура и традиции дагестанского народа» Духовнонравствен н ое воспитан и е «Урока безопасности». Гражданск 1.Проведение 2.День единства народов Дагестана оЗ.Образовательный проект:«Уроки II мировой войны» нитриоти *Всероссийский урок :«Помнить-значит знать» ческое воспитаны *77 лет победы II мировой войны е 1 . Трудовой десант «Клумба». Профориен 2. Акция «Чистый двор», «Обелиск». тационное , трудовое I .Инструктажи по ПДД, пожарной безопасности и Правовое на территории школы. воспитан и безопасности маршрутов «Дом-ш кола-дом». е и 2.Составление 3.Учебная эвакуация учащихся и сотрудников школы. культура безопасное 4.Классные часы:«Это должен знать каждый- знай и соблюдай ПДД» ти *Экскурсия : «Моя дорога в школу и домой» 5.Месячник по ПДД 6 . Неделя безопасности .Единый день БДД, 8.Урок ОБЖ 9.«Что нужно знать о коррупции». 10. Встреча с инспектором ПДН на темы: *«Что нужно знать о коррупции 5-11 кл. ^А дминистративная и уголовная ответственность несовершеннолетних». 3.Классные часы: * «Мы-против коррупции!», *-Круглый стол «Нет коррупции» 8-11 классы 20 1.09 по плану 1.09 В теч сентября 5-11 кл 1-11 кл 5-11кл В течение месяца 1-5 сентября 1-7 сентября Втеч.мес яца 5-9 классы РДШ 1-9 классы Учитель ОБЖ Кл.рук Учитель истории Рук кружка «Садовник» 1-4 Учитель ОБЖ классы 1-11 кл Кл.рук 1-11 кл Кл рук Завуч поВР В теч. месяца Кл рук Здоровьесб ерегающее воспитаны е 1.Родительские собрания: *«Новые наркотические вещества «Спайс» и «Снюс». * «Вопросы о недопустимости и противозаконности коррупционного . поведения» 2.Встречи- беседы: *Административная и уголовная ответственность за совершение . правонарушений несовершеннолетних». *«Здоровый образ жизни. * Наркотикам -Н ЕТ!» 3. Беседа с учащимися в рамках межведомственной комплексной оперативно — . профилактической операции «Мак — 2021 г.». 4.День солидарности и борьбы с терроризмом. *«Терроризм не пройдет!» * Акция памяти «Терроризму - нет!» 3.Встречи- беседы: *Административная и уголовная ответственность за совершение правонарушений несовершеннолетних». Работа с 1.Операция «Подросток» (В рамках взаимодействия со детьми структурами, занимающимися профилактикой «группы девиантного поведения, посещение семей подростков) рыска» 2.Проведение Онлайн уроков : Мастер-класс. Встречи- беседы с инспектором ПДН: (5-11 кл) *Административная и уголовная ответственность за совершение правонарушений несовершеннолетних». *«Здоровый образ жизни. Наркотикам -Н ЕТ!» *«Терроризм не пройдет!» 1.Акция «Чистая территория школы». Социально 2.Акция «Сад Победы» е направлены 3.Всероссийский экологический субботник е Работа с 1.Составление схемы безопасного маршрута «Домродителям школа-дом». 2.Выборы Совета родителей.(РК, Совет отцов) и 3.Просветительская работа с родителями. 4.Участие родителей в общешкольных мероприятиях месяца. 5.Тематическое родительское собрание с приглашением сотрудников МВД : «Снюс» и «Спайс»сильнодействующие наркотики» 6.Родительское собрание: (8-11 кл) «Вопросы о недопустимости и противозаконности коррупционного поведения» Духовно нравствен ное направлены е октябрь 1.«Всемирный день пожилых людей». 2.Неделя информационной безопасности подростков 3. «День учителя» 4.Акция добрых дел (поздравление учителейветеранов» 5.150 лет И.А.Бунину 21 По плану 5-11 кл Соцслужба школы По плану 4, кл соцслужба По графику кружков цы 1-11 кл Родител и 1-4 классов. 1-7 сентября 6,7,8 Сентябр ь Рук кружка «Юные биологи » Зам. дир. по ВР РК школы, соц. педагог Родител и 5-11кл 1.10 1 неделя 5.10 4 нед 1-4 кл РДШ 5-8 кл Кл рук Кл рук Ст п\в библиотекар ь Кл.рук 6.Классные часы : «Правила этикета» Правовое 1.Акция «Засветись» воспитаны 2.Урок Безопасности (5 октябрь) е и 3.Урок здоровья (антинаркотическая культура «Пропаганда ЗОЖ») безопасное 4.Классные часы : «Право быть ребенком» ти 5.Прием учащихся в РДШ 6.«Конвенция о правах ребенка» 7.«Надо жить честно» (конкурс рисунка) 1.Урок Мужества: «День разгрома советскими войсками нем-фашистских войск в битве за Кавказ (25 июля 1943 г-по 9октябрь 1943г.) 2.День народного единства России. Профориен тационное , трудовое «Клумба». Гражданск опатриот ическое воспитани е Духовно нравствен направлен. Социально е направлена е Правовая культура Здоровье сберегающ ее воспит Гражданск ЮИДов цы 5-11кл 1-11 кл Ст п\в Учитель ОБЖ Кл рук 29.10 2-7кл Ст п\в 26-31.10 5-7 кл к 9. 10 5-11 кл Учитель ИЗО Учитель истории 4 неделя 1-11кл неделя гражданск опатриот ическое воспитан и е Здоровье сберегающ ее воепи т. 1.Здоровая молодежь (9-11 кл) 2.Курение- наш общий враг 3.Акция «Пропаганда ЗОЖ» 4.Кл.час: «Я выбираю жизнь!»,5-7 кл 5. Спортивный турнир: «Мы-за спорт» 6.«За мир против террора», 5 кл. 1.Трудовой десант 2.Акция «Чистый двор», «Обелиск». 3 нед 5.10 Кл руки 2 неделя 9-11 кл 19-24.10 Кл рук школьный психолог В течение месяца кружков цыРДШ Рук кр «юные биологи» Ст п\в В каждую неделю 9-11 кл Учитель ОБЖ 1.Международный день толерантности. (16 ноябрь) 2.День М атери(29.11.) В теч недели 1-11 кл Кл руки ..Акция «Международный день энергосбережения (11 ноябрь)» 11.11 РДШ Ст п\в 1.Всемирный день памяти жертв дорожнотранспортных происшествий -Жизнь без ДТП 2.Международный день правовой помощи детям.(20.11) 3.День права 4.День Конституции 5. 9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией. ККл.час: «Скажи наркотикам НЕТ!», 5.8, 10 кл 2.Всероссийский онлайн-опрос, 8-11 кл 15.11 1-11 кл По плану Кл рук Ноябрь 1.«Есть такая профессия-Родину защищать!» -День призывника (15 ноябрь) Декабрь 1.День Неизвестного солдата», 3 декабрь 22 K20. l l 10.12 12.12 9.12 По графику 3.12 Кл рук психолог . 0патриоти ческое воспитаны е Здоровьесб ерегающее воспитан и в Правовая культура Духовно нравствен ное направл. Уроки безопасное ти Работа с родителям и. 2.День наступления Красной Армии под Москвой, 5 5.12 декабрь 9.12 3.День Героя в теч. 4. Есть такая профессия-Родину защищать!» декабря По плану 1.«1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом» (кл.часы,акция) 2.Единый урок в сети Интернет 3. Опасность компьютерных игр, 5-8 кл. 4.-Стенд «Терроризм-угроза обществу» -Стенд «Россия против террора» (Ознаком. уч-ся нач. кл. с материалами стенда) 5. Распространение памяток по обеспечению безопасности детей 6.Неделя антикоррупционных инициатив 7. Профилактическая работа по предотвращению правонарушений, безнадзорности 1.Акция «Волшебство новогодней поры» 2.Кл.часы на тему «Толерантность» 3. Новогодние утренники 8-11 кл Завуч по ВР Учитель информатик и 5-11 кл Кл рук Соц. служба 5-11 кл 2-8 кл 1-4 кл Ст п\в Кл рук Кл рук 1-11 кл Кл рук Ст п\в 1-8.12 1 нед Профилактические мероприятия перед каникулами 1.Классные часы на тему : «Меры безопасности жизни и деятельности обучающихся» 28-30.12 2. Разработка памяток и рекомендаций по ПДД для учащихся и родителей. 3. Классный часинструктаж: «Об обращении с пиротехническими средствами. 4.Поведение на дороге и водоёмах в зимние каникулы». 1.Операция-рейд «Защита» в семьи «группы риска»: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 2.3аседание РК школы, Совета Отцов. 3.Родительское собрание «Родительский урок», 2-11 кл 4.Рейд «Позднее время». Январь 1) Презентация проекта «Великие сражения Великой Гражданск войны» 0 патриотич 2)«День снятия блокады Ленинграда» (8.09.4127.01.44) еское воспитани 3)Международный день памяти жертв Холокоста( 27 январь) е 1.Беседы о нравственности Нравствен ное и 2. Акция «Подарим праздник птицам». духовное воспитани е Здоровьесб 1.«Роль вредных и полезных привычек человека в ерегающее формировании личности подростка». воспитани 2.Кл час: ««Мир без наркотиков», 7-8 кл 23 Учитель ОБЖ По графику По графику Председател ь РК, Совета отцов Зам.дир. по ВР соцслужба школы По графику октябрь В теч месяца 27.01 9-11 кл Учитель истории Завуч по ВР Учитель истории 1-11 кл РДШ Кл рук Ст п\в 8-11 кл 27.01 В теч месяца Кл рук 5-9 кл По плану Кл рук 7-8 кл е Правовое воспитани еи культура безопасное тн Формиров ание коммуника тивной культуры Экологиче ское воспитани е Гражданск 0патриотич еское воспитани е Нравствен ное и духовное воспитани е Интеллект уальное воспитани е Здоровьесб ерегающее воспитани е 2.Беседы : «Здоровый образ жизни»5-6 кл 3.Выставка: «Ваше здоровье - в ваших руках» /библиотека/ 4. Беседы:«Терроризм есть крайняя степень проявления экстремизма»,8-11 кл. 5.«Стремись быть счастливым!», 5-7 кл. 6. «Дети в сети Интернет» 1) Лекция: «Ответственность несовершеннолетних за совершение преступлений.Употребление алкоголя и психотропных веществ» 2) Проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися 5-8 классов, с целью обучения навыкам бесконфликтного общения, способам выхода из конфликтных ситуаций со значимыми взрослыми, близким окружением подростка 3).Беседы по ПДД. Беседы «Зимние травмы. Как избежать» 1.«Международный день Спасибо» 1) 2) Акция «Покормите птиц зимой!» Классные часы «Человек и окружающая среда» 5-6 кл библиотекар ь 5-11 кл Встреча с инспектором пдн В мес теч 1-7 кл Кл рук 11.01 РДШ Ст п\в По плану РДШ Ст п\в 1-7 кл Кл рук 5-11 кл 3-8 кл 9-11кл 3-7 кл Учитель истории Кл рук Кл рук Учитель ИЗО Кл рук Ст п\в Рук МО русс яз Учитель пении Февраль 1).«Сталинградская битва» (17 июль 1942- 2 февраль 2.02 1943 г) 2) День защитника Отечества. Классные часы «Слава и 23.02 гордость России» 15.02. 3).День Памяти воинов -интернационалистов; 15-20.02 4). Конкурс рисунков: «День защитника Отечества» 5). Кл.часы: «Я - Гражданин России», 2-4 кл 6). День юного антифашиста По 7). Конкурс патриотического стихотворения 1-4 кл, 5- плану 9 кл. 8). Конкурс патриотической песни 1-4 кл. 5-9 кл 1.Беседы о нравственности 2.Кл.часы о толерантности, 1-7 кл По графику 1-11 кл 1-7 кл Кл рук Международный день родного языка 21 февраля 1-11 кл Рук МО 1-11 кл Кл рук 1.Классные беседы «Как сохранить свое здоровье». 24 кл 2.Беседы о ЗОЖ 3 Кл. час: «.Наркомания-знак беды», 24 февраль еженед 4. Конкурс рисунка:«Мир в наших руках», 4-7 кл.; 5. «Терроризм и экстремизм-зло против человека» 6. «Нахожусь ли я в группе риска?» 7. « Опасность сети Интернет», 5-11 кл Правовое 1.Лекция с инспектором ПДН «Профилактика воспитани экстремисткой деятельности, правонарушений, е и вовлечения обучающихся в противозаконную По культура деятельность, участие в несанкционированных акциях, плану безопасное митингах. Вандализм. Ответственность тн несовершеннолетних» 8-11 классы 2.Классные профилактические мероприятия с несовершеннолетними о безопасном поведении в сети Интернет. 3.Беседы по ППБ и ПДД Воспитани 1.«Формирование самооценки, или как воспитать По е уверенного в себе ребёнка?» плану семейных 2) Классные часы: ценностей « 0 семье и семейных ценностях» (обсуждение вопросов взаимоотношений в семье, семейных ценностей, семейных связей) 3) Цикл бесед с обучающимися «Школа здоровых привычек» «Моя семья и Я», «Моя семья - мое богатство» (об отношениях и общении в семье) Экологиче 1.Конкурс стихотворений о природе «Природа - мать всему живому» ское По воспитани 2.Викторина «Мир вокруг меня» плану е март Гражданск 1.День воссоединения Крыма с Россией 2.Военно-спортивный турнир «Годен к строевой!» 0патриотич еское воспитани е Нравствен 1.Акция «Письмо солдату 2.Беседы о нравственности ное и духовное 3. 8 марта -женский день воспитани е Здоровьесб 1.Единый классный час «День борьбы с наркоманией» ерегающее 2.Групповые классные беседы: «Гигиена детей и подростков». Следи за своим телом!» (с приглашением воспитани медсестры) е 3.Беседы о ЗОЖ 4.Кл час: «Умей сказать нет» , 9-11 кл 5. Проведение родительских всеобучей по теме: «Противодействие экстремизму» 6. Выставка «Мы против террора»\библиотека\ 7.Кл часы: ««За мир против террора», 5-8 кл Социокуль Классные часы: «Дружба и социальное здоровье турное и человека» 25 18 март По графику 2.03 1 нед к 8.03 8-11 кл Завуч по ВР 7-11 кл Учитель информатик и Кл рук 1-11кл 1-4 кл 5-7 кл Кл рук 8-11 кл 4 кл 2.3кл Кл рук 5-11 кл 10-11 кл Учитель истории Учитель ОБЖ 9 кл 1-11 кл 1-7 кл 1 март 16-21 марта 8-11 кл По плану 2неделя 5-7 кл Ст п\в Кл рук Кл рук Соцслужба Кл рук библиот екарь 3неделя 8-11 кл 5-7кл Кл рук меднакуль «Дагестан-многонациональная республика» турное «Мой многонациональный класс» воспитани е Правовое 1) Лекция с инспектором ПДН По воспитани Профилактика конфликтных отношений и плану е и межнациональной розни среди детей» (5-7 классы) культура безопасное 2.Разъяснительные беседы по соблюдению Закона по ти недопущению пребывания несовершеннолетних в перед местах, нахождение в которых может причинить вред каникул их здоровью, физическому, интеллектуальному, ами психическому, нравственному развитию (1-11 классы) 1-4 кл 5-7кл Соц педагог 1-11 кл Кл рук 3.Беседы с учащимися по профилактике безопасного поведения (ПДД, профилактика правонарушений, профилактика пожаров) Воспитани е семейных ценностей Экологиче ское воспитани е Работа с родителям и Гражданск патриотич. воспитани е Нравствен ное и духовное воспитани е Здоровьесб ерегающее воспитани е 4.Беседы по ППБ и ПДД 1.Консультация для родителей: «Профилактика самоповреждающего поведения у подростков: рекомендации родителям 2.Родительское собрание по итогам 3 четверти 1.Всемирный день водных ресурсов, акция «В капле воды - отражается жизнь» 2.Интеллектуальная игра «Экологическая тропа» 3.День птиц (1апрель) 1.Индивидуальные консультации с родителями. 2.3аседание РК школы З.Заседание Совета отцов. 4.Работа над проектами по благоустройству школьной территории. Апрель 1.День космонавтики . Гагаринский урок «Космос это мы». 2.Участие во всероссийском экологическом субботнике. 3.Посадка деревьев на пришкольном участке. 1) День празднования победы в Ледовом побоище интеллектуальная викторина 2) Беседы о нравственности 3).Выставка рисунков «Наши пернатые друзья». Кл рук еженеде льно 5-8 кл По плану 22 марта по плану 19 марта 8 кл 6-7 кл 5 кл 12 апрель По графику Мартапрель 18 апрель еженеде льно Психолог школы Кл рук Кл рук Биолог биолог Кл рук.соцслуж а Завучпо ВР Завуч по ВР Рук кр «Садовник» По графику 1).Декада по профилактике социально значимых и По опасных заболеваний среди обучающихся, плану формирования здорового образа жизни. 7 апреля 2). «7 апреля - Всемирный день здоровья» Еженед 3.Беседы о ЗОЖ 4.Кл час: « О пагубном влиянии алкоголя на организм подростка». 5-8 кл 26 1-4 3-7 кл 1-11 кл Кл рук Завуч по ВР Рук кр «Садовник» 7-8 кл 1-11 кл Учитель истории Кл рук Учитель ИЗО Кл рук 5-11 кл 1-11 кл Физ рук Кл рук 1-11 кл 5-7кл 5. «Люди, доброта и толерантность спасут мир!» 6. «Жизнь бесценна - берегите себя!». 7. «Встреча старшеклассников с сотрудниками По графику правоохранительных органов по профилактике терроризма и экстремизма». Социокуль 1.Кл.часы: «Народы мы разные, но духом едины!» турное и 2.«Правопорядок и мы!» эстетическ 3.«Прощание с Азбукой!» ое воспитани 4.Выставка рисунков, посвященных здоровым е привычкам «Мир без вредных привычек» Правовое воспитани еи культура безопасное ти Экологиче с кое воспитани е Культурот ворческое и эстетич. воспитан. Трудовое воспитан. Правовое воспитани еи Декада правовых знаний: 1)Классные часы «Имею право знать!» 2)Разъяснительные беседы по соблюдению Закона в Здоровьесб ерегающее воспитани е Кл рук Кл рук Кл рук 5-6 классы Психолог школы 1-11 кл Кл рук 8-11 кл Соцпедагог 5-11 кл Учитель ОБЖ Кл.рук 5-6 кл 5-11 кл 5-7 кл Кл рук Завуч по ВР Кл рук 1-11 кл 1-11 кл РДШ 1-11 кл Завуч по ВР 7-11 кл Кл рук РДШ 8,9 классы 10-11 кл 1-11 кл Ст. п\в Кл.рук Кл рук 08 мая 01-06 мая 23 мая В теч мес по плану 1-11 кл 6-7 кл 1-11 кл Кл рук Ст п\в Завуч по ВР 1-11кл Завуч по ВР 11 мая 1-11 кл Кл рук 2 нед 1.Групповые классные беседы: Моя жизнь - моя 01-10 ценность!» (профилактика жестокого обращения и апреля насильственных действий» 2) Лекция с инспектором ПДН: «Профилактика противоправных действий» 3.Тематический урок ОБЖ (День пожарной охраны - 30 апр 30 апреля) еже нед 4.Беседы по ППБ и ПДД по плану 1) Лекция «Удивительные места нашей планеты» В теч 2) Субботник месяца 3) Подготовка проекта ко Дню Земли м ай 1.Праздничная линейка ко Дню Победы 2.Участие в шествии «Бессмертный полк» 3) Возложение цветов к обелиску участников ВОВ ( во дворе школы) 4) Классные часы «Подвиг их бессмертен» 1.Разъяснительные беседы по профилактике и предупреждению вовлечения обучающихся в распространение и употребление наркотических средств и психоактивных веществ, употребления алкоголесодержащей продукции 2.Акция «31 мая - день отказа от курения» 3.Разъяснительные беседы: «Профилактика курения среди подростков» 4.Уроки знаний «СТОПВИЧ/СПИД» 5.Беседы о ЗОЖ 6.кл часы: «Скажем терроризму НЕТ!» 1.Кл.часы: «Спасибо за Победу!» 2.Конкурс чтецов «Стихи, опаленные войной» 3.Последний звонок и торжественные линейки, посвященные окончанию учебного года 1.Субботник на территории школы. 2.Генеральная уборка классных помещений Граяеданск патриотич. воспитани е 8-9кл 5-7 кл 1 кл 2 нед По плану 27 08 мая 09 мая 08 мая В теч месяца 20-23 мая 31 мая 4 неделя 15 мая20 мая еженеде льно 18 Ст.п\в Кл рук культура безопасное ти Воспитани е семейных ценностей части недопущения пребывания несовершеннолетних в местах, нахождение в которых может причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, нравственному развитию 1-11 классы 3)Беседы по ППБ и ПДД 1.Лекция для педагогической родителей компетенции готовность ребенка к экзаменам. беспокойства и тревожности» 2 .«Выставка работ к по повышению «Психологическая Приемы 4,9,11 кл Завуч УВР по 2-5 К маю 30 По плану «Веселые старты» Работа с родителям и 1.Собрание РК и Совета отцов школы «Результаты работы за год». 2.Индивидуальные беседы с родителями. июнь 1) День Русского языка - Пушкинский день России 2) День России 3) День памяти и скорби 1.Международный день защиты детей Конкурс рисунка на асфальте «Мир детства» 1) Правовое консультирование несовершеннолетних 1) 2) еже нед По плану л Психолог школы (8 июля) С портивнооздоровптель ное напр Гражданск патриотич. воспитан. Нравствен, и духовное воспитан. Правовое воспитан. Методичес кая работа 1-4 кл снятия Международному дня семьи «Моей семье посвящается!» 1-11 кл 11-20 мая Анализ работы классных руководителей Анализ по воспитательной работы за учебный год 28 5-11 кл Завуч по ВР соцслужба По плану 06 11 22 01 июня июня июня июня физрук 2-8 кл 1-4 кл Библиот. Завуч по ВР Кл рук Ст п\в Кл рук Инспектор 01 июня пдн ДО 10 июня до 20 июня 1-11 классы Завуч по ВР