Приложение 1
к приказу от 02.09.2022 г. №17
«О проведении самообследования
МКОУ «Солнечная СОШ»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение:
«Солнечная средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Положение
о порядке подготовки и организации проведения
самообследовани МКОУ «Солнечная СОШ»
1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение (далее Положение) устанавливает порядок подготовки и
организацию проведения самообследования МКОУ «Солнечная СОШ» (далее - Школа).
1.1. Положение разработано в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-03 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утверждѐнным
приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. №462;
Постановления Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении
мониторинга системы образования».
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2017 г. № 1218.
1.3.Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и
открытости информации о деятельности Школы.
1.4.Самообследование проводится образовательным учреждением ежегодно.
1.5.Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:
планирование и подготовку работ по самообследованию Школы;
организацию и проведение самообследования в Школе;
- обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
- рассмотрение отчета органами коллегиального управления Школой, к компетенции
которого относится решение данного вопроса.
1.6.Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его
проведения, определяются Школой в порядке, установленном настоящим Положением.
1.7.Результаты самообследования Школы оформляются в виде отчета, включающего
аналитическую часть и результата анализа показателей деятельности Школы, отчетным
периодом является предшествующий самообследованию календарный год.
1.8.Размещение отчета на официальном сайте Школы в сети «Интернет», и направление
ею Учредителю осуществляется не позднее 10 апреля текущего года, отчет подписывается
директором Школы и заверяется печатью.
2. Планирование и подготовка работ по самообследованию образовательного
Учреждения.
2.1.Директор Школы издает приказ о порядке, сроках проведения самообследования и
составе комиссии по проведению самообследования (далее Комиссии).
2.2.Председателем Комиссии является директор Школы, заместителем председателя
Комиссии является заместитель директора.
2.3.Для проведения самообследования в состав Комиссии включаются:
представители коллегиальных органов управления Школой;
при необходимости представители иных органов и организаций.
2.4.При подготовке к проведению самообследования председатель Комиссии проводит
организационное подготовительное совещание с членами Комиссии, на котором:
- рассматривается и утверждается план проведения самообследования;
- за каждым членом Комиссии закрепляется направление работы Школы, подлежащее
изучению и оценке в процессе самообследования;
- уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования;
- председателем Комиссии, или уполномоченным им лицом, даѐтся развѐрнутая
информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования, о
месте(ах) и времени предоставления членам Комиссии необходимых документов и
материалов для проведения самообследования, о контактных лицах;
определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на
Комиссии результатов самоообследования.
2.5.Председатель Комиссии на организационном подготовительном совещании
определяет:
порядок взаимодействия между членами Комиссии и сотрудниками Школы в ходе
самообследования;
ответственное лицо из числа членов Комиссии, которое будет обеспечивать
координацию работы по направлениям самообследования, способствующее
оперативному решению вопросов, возникающих у членов Комиссии при проведении
самообследования;
ответственное лицо за свод и оформление результатов самообследования Школы в
виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей
деятельности школы, подлежащего самообследованию.
2.6. В план проведения самообследования в обязательном порядке включается:
2.6.1.Проведение оценки:
-
организации образовательной деятельности,
системы управления Школой,
содержания и качества подготовки обучающихся,
востребованности выпускников;
организации учебного процесса,
качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного
обеспечения, материально-технической базы,
функционирования внутренней системы оценки качества образования.
2.6.2.Анализ показателей деятельности Школы, подлежащей самообследованию,
устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
3.Организация и проведение самообследования в образовательном
Учреждении.
3.1.Организация самообследования в Школе осуществляется в соответствии с планом по
его проведению, принимаемом решением Комиссии.
3.2.При проведении самообследования даѐтся развѐрнутая характеристика и оценка
включѐнных в план самообследования направлений и вопросов.
3.3.При проведении оценки и организации образовательной деятельности:
3.3.1.Даѐтся общая характеристика Школы:
- полное наименование образовательного Учреждения, адрес, год ввода в эксплуатацию,
с какого года находится на балансе Учредителя, режим работы Школы;
мощность образовательного учреждения: плановая/фактическая; -комплектование
классов: количество классов, обучающихся; порядок приѐма и отчисления
обучающихся;
3.3.2.Представляется информация о наличии правоустанавливающих документов:
- лицензия на право ведения образовательной деятельности (соблюдение сроков
действия и контрольных нормативов);
- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
Устав школы;
локальные акты, определѐнные Уставом Школы (соответствие перечня и
содержания Уставу учреждения и законодательству РФ, полнота, целесообразность);
- свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления
имуществом;
- свидетельство о государственной регистрации права безвозмездного пользования на
земельный участок.
3.3.3.Представляется информация о документации Школы:
- наличие основных федеральных, региональных нормативно-правовых
регламентирующих работу школы;
договоры Школы с родителями (законными представителями);
личные дела обучающихся, Книги движения обучающихся Школы;
Программа развития Школы;
актов,
учебный план Школы;
календарный учебный график;
годовой план работы Школы;
-рабочие программы (планы воспитательно-образовательной работы) педагогов Школы
(их соответствие основной образовательной программе);
расписание непосредственной образовательной деятельности;
отчѐты по итогам деятельности Школы за прошедшие годы;
- акты готовности Школы к новому учебному году;
- документы, регламентирующие предоставление платных услуг, их соответствие
установленным требованиям;
3.3.4.Представляется информация о документации образовательного учреждения,
касающейся трудовых отношений:
книга учѐта трудовых книжек работников, личные дела работников;
приказы по кадрам, книга регистрации приказов по кадрам;
- трудовые договоры с работниками и дополнительные соглашения к трудовым
договорам;
коллективный договор (в т.ч. приложения к коллективному договору);
правила внутреннего трудового распорядка;
штатное расписание Школы (соответствие штата работников установленным
требованиям, структура и штатная численность в соответствии с Уставом);
должностные инструкции работников;
журналы проведения инструктажа.
3.4. При проведении оценки системы управления образовательного учреждения:
3.4.1 .Даѐтся характеристика и оценка следующих вопросов:
характеристика сложившейся в Школе системы управления;
- перечень структурных подразделений Школы, оценка соответствия имеющейся
структуры установленным законодательством об образовании компетенциям
образовательной организации, а также уставным целям, задачам, и функциям Школы;
органы управления (персональные, коллегиальные), которыми представлена
управленческая система Школы;
- режим управления Школой (в режиме функционирования, в режиме развития,
опережающее управление, проектное управление и т.п.);
содержание протоколов органов коллегиального управления образовательного
учреждения, административно-групповых совещаний при директоре школы;
планирование и анализ учебно-воспитательной работы;
- состояние педагогического анализа: анализ выполнения образовательной программы
Школы, рабочих программ педагогов (планов воспитательно- образовательной работы),
рекомендации и их реализация;
полнота и качество приказов директора школы по основной деятельности, по
кадрам;
порядок разработки и принятия локальных нормативных актов, касающихся прав и
интересов участников образовательных отношений (наличие таковых, частота
обновления, принятие новых);
3.4.2.Даѐтся оценка результативности и эффективности действующей в учреждении
системы управления, а именно:
- как организована система контроля со стороны руководства Школы и насколько она
эффективна; является ли система контроля понятной всем участникам образовательных
отношений;
- как организована система взаимодействия с организациями-партнерами (наличие
договоров об аренде, сотрудничестве, о взаимодействии, об оказании услуг и т.д.) для
обеспечения образовательной деятельности;
- какие инновационные методы и технологии управления применяются в
образовательном учреждении;
- использование современных информационно-коммуникативных технологий в
управлении образовательным учреждением;
- оценивается эффективность влияния системы управления на повышение качества
образования;
3.4.3.Даѐтся оценка обеспечению координации деятельности педагогической службы
школы;
3.4.4.Даѐтся оценка наличия, качество и оценка полноты реализации плана работы с
неблагополучными семьями; социальный паспорт
образовательного учреждения, в т.ч. количество обучающихся из социально
незащищѐнных семей;
3.4.5. Даѐтся оценка организации взаимодействия семьи и Школы:
- организация информирования родителей (законных представителей) обучающихся о
правах и обязанностях обучающихся, о правах, обязанностях и ответственности
родителей (законных представителей) в сфере образования;
наличие, качество и реализация планов работы и протоколов Управляющего
совета, родительских комитетов классов; общих и поклассных родительских собраний,;
-обеспечение доступности для родителей локальных нормативных актов и иных
нормативных документов;
содержание и организация работы сайта Школы.
3.5. При проведении оценки содержания и качества подготовки обучающихся:
3.5.1.Анализируются и оцениваются:
Программа развития Школы;
образовательные программы: характеристика, структура образовательных
программ, аналитическое обоснование программ, основные концептуальные подходы и
приоритеты, цели и задачи; принципы построения образовательного процесса;
прогнозируемый педагогический результат; анализ реализации образовательных
программ;
- механизмы определения списка методической литературы, пособий, материалов в
соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебной и методической
литературы, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном
процессе;
3.5.2.Анализируется и оценивается состояние воспитательной работы, в том числе:
характеристика демографической и социально-экономической тенденции развития
территории;
анализ социального состава родителей, характеристика семей (социальный паспорт
Школы);
даѐтся характеристика системы воспитательной работы образовательного
учреждения (является ли воспитательная работа системой, а не формальным набором
мероприятий; какие из направлений воспитательной работы реализуются в учреждении;
наличие специфичных именно для данной Школы, форм воспитательной работы);
мероприятия, направленные на повышение эффективности воспитательного
процесса, проводимые Школой совместно с другими образовательными учреждениями и
учреждениями культуры;
- создание развивающей среды в Школе в соответствии с требованиями программ
начального, общего и среднего общего образования;
обеспеченность играми, дидактическим материалом;
- наличие и соответствие требованиям СанПиН спортивного зала, спортивной
площадки, стадиона, учебных кабинетов и оборудования;
результативность системы воспитательной работы;
3.5.3.Анализируется и оценивается состояние дополнительного образования, в том числе:
программы дополнительного образования;
- наличие
необходимых
условий,
материально-технического,
программнометодического, кадрового обеспечения для реализации программ дополнительного
образования;
- направленность реализуемых программ дополнительного образования детей;
охват обучающихся дополнительным образованием;
анализ эффективности реализации программ дополнительного образования;
3.5.4.Проводится анализ работы по изучению мнения участников образовательных
отношений о деятельности Школы, в том числе:
изучение мнения участников образовательных отношений об образовательном
учреждении, указать источник знаний о них;
- анализ запросов потребителей образовательных услуг, пожеланий родителей
(законных представителей) обучающихся, других заинтересованных лиц;
анализ используемых методов (анкетирование, собеседование, тестирование,
другие) для сбора информации о мнениях участников образовательных отношений,
периодичность использования таких методов;
- меры, которые были предприняты по результатам опросов участников образовательных
отношений и оценка эффективности подобных мер;
3.5.5.Проводится анализ и даѐтся оценка качеству подготовки обучающихся, в том
числе:
число обучающихся, для которых учебный план является слишком сложным
полностью или частично (необходимо указать с чем конкретно не справляются
обучающиеся);
-наличие Положения о системе мониторинга результатов \ освоения образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников федеральным
государственным требованиям (требованиям ФГОС);
достижения обучающихся по сравнению с их первоначальным уровнем;
достижение целевых ориентиров образования в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта;
результаты мониторинга промежуточной и итоговой оценки уровня развития
обучающихся.
3.6. При проведении оценки организации учебного процесса анализируются и
оцениваются:
- учебный план Школы, его структура, характеристика; выполнение;
анализ нагрузки обучающихся;
календарный учебный график Школы;
расписание непосредственной образовательной деятельности;
анализ форм работы с обучающимися, имеющими особые образовательные
потребности;
- соблюдение принципа преемственности обучения на разных ступенях обучения;
- деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию
познавательной активности и интересов обучающихся;
создание максимально благоприятных условий для развития способностей, учѐт
возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.
3.7.При проведении оценки качества кадрового обеспечения анализируется и
оценивается:
профессиональный уровень кадров: количество педагогических работников,
имеющих высшее (среднее специальное) образование; количество педагогических
работников с высшей, первой квалификационной категорией, не имеющих
квалификационной категории; стаж работы (до 5 лет, 10 лет, 15 лет, свыше 15 лет, от 50
до 55 лет, старше 55 лет); своевременность прохождения повышения квалификации;
- количество педагогических работников, обучающихся в ВУЗах, имеющих учѐную
степень, учѐное звание, государственные и отраслевые награды;
доля педагогических работников (%), работающих на штатной основе;
движение кадров за последние пять лет;
возрастной состав;
- работа с молодыми специалистами (наличие нормативных и отчетных документов);
творческие достижения педагогов;
-система работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических
работников и ее результативность;
- формы повышения профессионального мастерства;
\
укомплектованность общеобразовательного учреждения кадрами;
потребность в кадрах (сумма вакансий, планируемой убыли работников и
количества планируемого увеличения штатов);
- порядок установления заработной платы работников Школы, в т. ч. надбавок к
должностным окладам, порядка и размеров стимулирующих выплат; заработная плата
педагогических работников с учѐтом стимулирующей части оплаты труда;
- состояние документации по аттестации педагогических работников: нормативные
документы, копии документов о присвоении категории; записи в трудовых книжках.
3.8.При проведении оценки качества учебно-методического обеспечения
анализируется и оценивается:
система методической работы Школы (даѐтся еѐ характеристика);
- оценивается соответствие содержания методической работы задачам, стоящим перед
Школой, в том числе в образовательной программе;
формы организации методической работы;
- влияние осуществляемой методической работы на качество образования, рост
методического мастерства педагогических работников;
работа по обобщению и распространению передового опыта;
- наличие в Школе публикаций методического характера, материалов с обобщением
опыта работы лучших педагогических работников (указать конкретно);
- использование и совершенствование образовательных технологий, в т. ч.
дистанционных (оказание практической помощи педагогическим работникам по
внедрению новых технологий и методик в учебный процесс);
количество педагогических работников Школы, разработавших авторские
программы, утверждѐнные на федеральном и региональном уровнях.
3.9.При проведении оценки качества библиотечно-информационного обеспечения
анализируется и оценивается:
обеспеченность учебно-методической и художественной литературой;
общее количество единиц хранения фонда библиотеки;
обеспечено ли образовательное Учреждение современной информационной базой
(локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог, медиатека,
электронные учебники и т.д.);
востребованность библиотечного фонда и информационной базы;
наличие сайта Школы (соответствие установленным требованиям);
- обеспечение открытости и доступности информации о деятельности образовательного
учреждения для заинтересованных лиц (наличие информации в СМИ, на сайте
образовательного учреждения, информационные стенды (уголки), выставки,
презентации и т.д.);
3.10.При
проведении
оценки
качества
материально-технической
анализируется и оценивается:
3.10.1. Состояние и использование материально-технической базы, в том числе:
базы
уровень социально-психологической комфортности образовательной среды;
- соответствие лицензионному нормативу по площади на одного обучающегося;
- площади, используемые для образовательного процесса (даѐтся их характеристика);
сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной
деятельности; состоянии и назначение зданий и помещений, их площадь;
сведения о количестве и структуре технических средств обучения и т.д;
сведения об обеспеченности мебелью, инвентарѐм, ТСО;
- данные о проведении ремонтных работ в Школе (освоение бюджетных средств);
меры по обеспечению развития материально-технической базы;
-
мероприятия по улучшение условий труда и быта педагогов.
3.10.2.Соблюдение в общеобразовательном учреждении мер противопожарной и
антитеррористической безопасности, в том числе:
наличие автоматической пожарной сигнализации, средств пожаротушения,
тревожной кнопки, договоров на обслуживание с соответствующими организациями;
акты о состоянии пожарной безопасности;
проведение учебно-тренировочных мероприятий по вопросам безопасности.
3.10.3.Состояние территории Школы, в том числе:
состояние ограждения и освещение участка;
- наличие и состояние необходимых знаков дорожного движения при подъезде к
образовательному учреждению;
3.11.При проведении оценки функционирования внутренней системы оценки
качества образования:
3.11.1.Осуществляется сбор и анализ информации о школьном образовании в
соответствии с Перечнем, утверждѐнным постановлением Правительства РФ от 5
августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
3.11.2. Анализируется и оценивается:
- наличие документов, регламентирующих функционирование внутренней системы
оценки качества образования;
наличие ответственного лица - представителя руководства образовательного
учреждения, ответственного за организацию функционирования внутренней системы
оценки качества образования;
- план работы Школы по обеспечению функционирования внутренней системы оценки
качества образования и его выполнение;
информированность участников образовательных отношений о функционировании
внутренней системы оценки качества образования в Школе;
проводимые мероприятия внутреннего контроля в ' рамках функционирования
внутренней системы оценки качества образования;
- проводимые корректирующие и предупреждающие действия
функционирования внутренней системы оценки качества образования.
в
рамках
3.12. Анализ показателей деятельности Школы, подлежащей самообследованию,
устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
Данный анализ выполняется по форме и в соответствии с требованиями,
установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
4.0бобицение полученных результатов и формирование отчета
4.1. Информация, полученная в результате сбора сведений в соответствии с
утверждѐнным планом самообследования, членами Комиссии передаѐтся лицу,
ответственному за свод и оформление результатов самообследования Школы, не позднее
чем за три дня до предварительного рассмотрения на Комиссии результатов
самообследования.
4.2.Лицо ответственное, за свод, и оформление результатов самообследования Школы,
обобщает полученные данные и оформляет их в виде отчѐта, включающего
аналитическую
часть
и
результаты
анализа
показателей
деятельности
учреждения,подлежащего самообследованию (далее Отчѐт).
4.3.Председатель Комиссии проводит заседание Комиссии, на котором происходит
предварительное рассмотрение Отчѐта: уточняются отдельные вопросы, высказываются
мнения о необходимости сбора дополнительной информации, обсуждаются выводы и
предложения по итогам самообследования.
4.4.С учѐтом поступивших от членов Комиссии предложений, рекомендаций и
замечаний по Отчѐту председатель Комиссии назначает срок для окончательного
рассмотрения Отчѐта.
4.5.После окончательного рассмотрения результатов самообследования итоговая форма
Отчѐта направляется на рассмотрение органа коллективного управления Школы, к
компетенции которого относится решение данного вопроса.
5. Ответственность
5.1.Заместитель руководителя образовательного учреждения, руководители структурных
подразделений, педагогические
работники несут
ответственность за выполнение данного Положения в соответствии требованиями
законодательства.
5.2.Ответственным лицом за организацию работы по данному Положению является
руководитель образовательного учреждения или уполномоченное им лицо